мы не знаем, сколько впереди времени, поэтому стараемся ничего не откладывать на завтра

Анна Чугунова


Игровой терапевт

Образование:
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет г. Москва. Факультет специальной психологии. Факультет специальной психологии. Кафедра клинической психологии раннего детства, 2004.
Курс «Основы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями развития», МГППУ, 2010.
Курс «Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нарушениями развития, РБОО «Центр лечебной педагогики» г. Москва, 2010.
Курс «Психотерапия кризисных состояний», Институт психотерапии и клинической психологии г. Москва, 2011.
Курс повышения квалификации «Супервизия трудных случаев в работе психолога-консультанта», МГППУ, 2011.
Курс «Введение в физическую терапию детей с нарушениями развития», РБОО «Центр лечебной педагогики» г. Москва, 2013.
Курс «Floortime — эффективный подход к помощи детям с расстройствами аутистического спектра», РБОО «Центр лечебной педагогики» г. Москва, 2013.
Курс «DIR 201, Promoting Basic Functional Emotional Developmental Capacities», ICDL, NY. 2014.
Курс «Психологическая профилактика социальных рисков», МГППУ, 2014.
Курс «DIR 202, DIR Floortime Certificate of Proficiency», ICDL, NY. 2016.
Курс «Ортезирование руки в детской неврологической практике», Санкт-Петербургский медико-социальный институт», 2016.
Курс «Эрготерапия», Санкт-Петербургский медико-социальный институт», 2016.

Опыт работы:
2003-2016 гг.  ГОУ Центр Психолого Медико Социального сопровождения «Лекотека» г. Москва, ул. Часовая, д. 5А. За это время центр сменил много названий, на данный момент название центра ГБУ «Городской психолого-педагогический центр ДОгМ» ТО Войковское.
Должность: педагог-психолог. Направления работы: консультирование семей с детьми раннего, дошкольного возраста по запросу родителей; сопровождение семьи ребенка с нарушениями развития; проведение индивидуальной и групповой работы с детьми раннего и дошкольного с нарушениями развития.
2005-2014 гг. Московский Городской Психолого-Педагогический Университет. Факультет клинической и специальной психологии, кафедра клинической психологии раннего детства. г. Москва, Сретенка, 29.
Должность: преподаватель психологии. Область интересов: особенности взаимодействия родителя и ребенка в семьях детей раннего возраста с нарушениями развития; ранняя помощь детям с нарушениями развития (в том числе с сочетанными нарушениями); развитие лекотек и служб ранней помощи.
2007-2009 гг. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. Эксперт по ранней помощи. Семинары для сотрудников домов ребенка, реабилитационных центров, служб ранней помощи в разных городах России.
2007-2014 гг. Московский Городской Психолого-Педагогический Университет. Факультет повышения квалификации г. Москва, Сретенка, 29.
Должность: преподаватель психологии. Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

С 2015 г. работает в Детском хосписе

Публикации:
Программа профессиональной переподготовки «Основы психолого-педагогической деятельности в службах ранней помощи и лекотеках» (2014г.), соавтор.
Методические рекомендации «Организация деятельности лекотек и служб ранней помощи», Издательство Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, Москва, 2011 г., соавтор.
Краткое руководство по методам ранней помощи, разработано в рамках гос. задания Департамента образования города Москвы: «Создание ресурсного центра вариативных форм дошкольного образования для детей с ОВЗ», 2014г., соавтор.

Интервью с Анной 

«Я по специальности психолог и достаточно давно работаю с детьми с разными нарушениями развития. Когда мне предложили работу в выездной службе Детского хосписа, я подумала, что это может быть тяжело для меня. Но дети всегда дети. Дети смотрят на жизнь по-другому.

 
Игровой терапевт – это такой человек, который приходит в семью, чтобы общаться с ребенком, родителями и братьями-сестрами. Приходит, чтобы помочь детям раскрыть свои возможности. Я понимаю, что не могу научить ребенка тому, чему хотят все родители: ходить, говорить и так далее. Но у каждого ребенка есть возможности, которым родители иногда не придают большого значения или не обращают внимания, потому что они им кажутся не существенными.
 
И моя задача – показать, что эти возможности есть и их можно использовать в игре и жизни.
 
Родители прислушиваются, и это дает им большее представление о том, что происходит и что можно сделать для ребенка. Когда я прихожу в семью, обычно родители не понимают, что может дать игровой терапевт и говорят «а во что мы вообще можем играть? » 
 
Я работаю с Машей с октября 2015 года. И мама Маши вначале тоже не думала, что получится во что-то играть. Но постепенно я вижу в каждом моем визите больше осмысленности.
 
У ребенка должна быть возможность построить отношения со взрослым. Визит игрового терапевта – это такая возможность. Я как игровой терапевт прихожу домой только ради Маши. Не для того, чтобы посмотреть, как она себя чувствует, померить температуру, оценить физические возможности, поменять трахеостому и так далее. Прихожу только для того, чтобы побыть с ней и пообщаться. 
 
Основная задача в работе с Машей – привлечь ее внимание к какому-то делу. Маше раньше было очень сложно концентрировать внимание. Когда я впервые пришла, она бегала из комнаты в комнату и показывала кучу разных игрушек. Все это было так быстро, что я за ней не успевала. И мама говорила, что это обычное для Маши состояние.
 
С одной стороны, была цель – придумать дело, которым мы могли бы заниматься 5-10 минут, которое при этом, конечно же, Маше нравилось.
 
У Маши есть трахоестома и это ограничивает ее возможности речи. Сейчас Маша может сказать несколько слово «мама» и «баба», но возможность произносить разные звуки ограничена.
 
Когда мы познакомились, ей было очень трудно говорить. Но было сразу понятно, что Маше есть что сказать. И я предложила маме вводить разные жесты, использовать предметы для сообщений. Я показывала Маше все что я делаю: как я мою руки, как я здороваюсь, когда прихожу, как говорю «пока», как спят куклы, или что мы сейчас будем кушать.
 
И мы стали учить разные жесты – слова. Сейчас мы учимся жесту «еще» .
 
Есть моменты, когда Маша устает от какой-то игры или большого количества внимания к ней. И мне бы хотелось, чтобы она научилась показывать, что она устала, теми словами и жестами, которыми пользуются дети ее возраста
 
Маша очень любит говорить «Да!» и всегда произносит это радостно.
 
«Нет» не говорит, но показывает — машет головой или отворачивается. Вообще Маша очень позитивная девочка и чаще говорит «да» на предложения поиграть и пообщаться, рядом с ней и сам набираешься позитива. 
 
Маша играет в разные игры, кормит и укладывает спать кукол и мишек, строит постройки из кубиков, слушает музыку, рисует, лепит, любит играть с сыпучими материалами и для нее как для любого другого ребенка это важно.
 
Мы стараемся использовать все возможности, которые есть у Маши, чтобы поддержать игры соответствующие ее возрасту. Мы играем в сюжетные игры, и Маше это очень нравится. Каждый раз стараемся их разнообразить, чтобы Маше было интереснее, и она могла поделиться этим со старшим братом или людьми, которые приходят к ней в гости.
 
Мама Маши очень поддерживает эти игры и стремится к тому, чтобы у Маши были куклы, которых можно кормить или укладывать спать. Для этого Маше даже подарили игрушечную кроватку и коляску. Возможности и интересы Маши поддерживают в семье. И я очень рада, что мы думаем в одном направлении.
 
Несмотря на то, что есть трудности внимания, я знаю, что Маше очень нравится лепка и рисование, и это занимает ее надолго, и в этом есть яркие позитивные моменты. Мы с мамой Маши “играем” на интересе и сильных позитивных сторонах, чтобы, с одной стороны, Маше было весело, а с другой — чтобы работать над своими задачами.
 
Визит игрового терапевта в семью — это не занятия в формате «сделай то и это». Маша всегда сама выбирает, что она будет делать.
 
И мы уже видим результат. Маша начала в повседневной жизни показывать жесты. Она использует их не так часто, но старается. И я вижу, как меняется вокруг нее ее окружение. Она укладывает куклу, качает ее. И это она делает абсолютно самостоятельно. Она научилась играть сама без помощи взрослого. Да, она это делает для того, чтобы с нами пообщаться, но при этом мы ей в этом не помогаем. Она сама может организовать эту игру и пригласить в нее взрослого.
А еще Маша теперь заставляет всех членов семьи водить вместе хоровод!
Машуля наша очень классная!»